Юрий Питенин – создатель динамичного бренда Saint-Tokyo. Юрий много лет прожил в Японии и теперь сочетает в своих работах уточенную японскую культуру и холодный петербургский шик, что само по себе уникально.
— Ты часто бываешь в Москве? Тебе нравится этот город?
— Москву, если честно, по старой доброй традиции не любил. Не знаю почему. Может, не по-нимал, или неуютно было… Трудно сказать. Но теперь, приезжая в Москву, я понимаю, что начинаю влюбляться в этот город. У меня не случилось любви с первого взгляда – сна-чала это была необходимость, которая в дальнейшем переросла в удовольствие. Москва – это концентрация силы и энергии, невозможно не заметить этот бешеный ритм. Тут милли-он возможностей. Так что теперь я могу сказать, что люблю Москву.
— Ты успеваешь за ритмом столицы?
— Да. И мне он очень нравится. Мне комфортно. Питер для меня порой даже слишком медлен-ный. Но Питер – это идеальное место для релаксации, мыслей, творчества… Я сижу в своей мастерской на втором этаже со скошенным потолком и выходом на террасу, смотрю на небо, рисую – и мне там хорошо. Это мое творчество. А в Москве – работа. В итоге возникает ба-ланс.
— Ты только в Москве делаешь показы или в Питере тоже?
— В Питере я делаю всегда просто транк-шоу для моих клиентов и журналистов. Чтобы в Петер-бурге люди тоже могли посмотреть, потрогать и заказать вещи. Показы проходят пока только в Москве.
— Кстати, что ты думаешь по поводу того ажиотажа, который происходит уже какой сезон подряд на MBFWR? Все люди хотят попасть на Неделю моды, причем у всех разные це-ли. Кто должен посещать подобные модные мероприятия? Показы должны быть за-крытыми и камерными или, наоборот, открытыми для всех желающих?
— Как оказалось, должны быть, наверное, чуть более закрытыми. Если говорить о моих показах, то я никогда не присутствую на входе. На шоу 10 человек волонтеров пытались справиться с ситуацией. Мне уже многие сказали, что на входе был просто ад и жуткое месиво. Мы пыта-лись хоть как-то спасти наших гостей от этого неудобства, запускали поочередно, рядами… Но оцепление было прорвано и началась ужасная давка.Я бы хотел попросить людей о какой-то элементарной корректности. Мы не приглаша-ем людей больше, чем помещается в зале, поэтому не стоит сносить ограждения. Всем хватит места. Пока не сядет последний приглашенный гость, мы не начнем наше шоу. Конечно, мне приятно, что мои показы вызывают ажиотаж. Я даже видел посты, что люди продают пригла-сительные на мои фэшн-шоу!
— Как люди обычно получают пригласительные на твой показ?
— По-разному. У нас есть и точки раздачи в дружественных магазинах. Например, в этот раз это был магазин 27+2 на Тверской, где продаются мои вещи. И, конечно, я обязательно пригла-шаю своих клиентов и друзей марки лично. Ко мне всегда приезжает огромная делегация из Санкт-Петербурга. Половина моего первого ряда – это петербуржцы. Это мои клиенты и дру-зья, которые собираются и все вместе приезжают на показ. Они всегда надевают мою одежду на шоу, это очень приятно. Для меня это важно. Даже если я их не вижу, зная, что они там, я чувствую себя более защищенным. Поэтому я всегда очень жду этих людей.
— Что тебе близко в Японии, а что ты никак не можешь понять и принять в этой стране?
— Мне очень нравится японская культура, я обожаю их еду, архитектуру. Они божественные, чу-десные, но единственное, что мне не поддалось – это их менталитет. Японцы добрые, милые, хорошие и дружные…
Но похожи на роботов, в них нет глубины.
В школе у меня было миллион друзей и приятелей японцев, но ни один из них не был настолько глубоко близок мне, как мои русские друзья, с которыми я общался, когда ходил в интернациональную школу. Постоянно присутствует ощущение небольшой дистанции при об-щении и взаимодействии. Мы как-то ближе привыкли общаться, чем они. Японцы так держатся то ли специально, то ли по привычке.
— Твое творчество связывает два города – Токио и Санкт-Петербург. Как ты сочетаешь в своих коллекциях особенности разных и самобытных культур этих двух городов?
— Я родился в Санкт-Петербурге. Для меня осталась ключевой та женственность, которая нор-мальна для русских. Но на это подтекстом наслоились знания, ощущения и время, проведен-ные в Японии. Тут надо рассматривать две точки – европейский и азиатский дизайн. Европей-ский направлен на подчеркивание женской фигуры, на ее утрирование в каком-то смысле… А азиатский видоизменяет человеческую фигуру, моделирует ее и стремится полностью скрыть антропометрические особенности. Мне кажется, что эти две характеристики нашли отражение в моем собственном бренде. Я пытаюсь видоизменить женскую фигуру, реконструировать и смоделировать, но, тем не менее, не сломать ее, а оставить женственной и приятной для глаза.
— Это называется талант.
— Не знаю. Это все то, что живет у меня в голове. Это не талант, а мой взгляд. Это в том числе и то, как двигается моя рука, когда я рисую простые линии. Или зарисовываю эскизы, женскую фигуру, составляю мудборды…
—Как родители отнеслись к твоему выбору профессии?
— На удивление, они меня поддержали. По возвращении в Россию мне, как человеку, свободно владеющему японским языком, уже было приготовлено место в СПбГУ на востоковедческом факультете. Понятно, что это редкая возможность, стабильная и прибыльная работа… Но именно моя жизнь в Японии привела меня к пониманию того, что мое хобби, которым я увле-кался с детства – рисовать и одевать женщин, может стать максимально подходящей для меня и приносящей радость работой.
— Как проходит твоя подготовка к показу? Что это для тебя?
— Коллекция – это дико живой организм. Она не перестает жить до тех пор, пока последняя мо-дель не окажется на подиуме. Я постоянно что-то добавляю, меняю. Это достаточно большой объем работы. Конечно, все видоизменяется под мейк-ап, под модель и так далее. Финальный результат я вижу одновременно со зрителями: только они – непосредственно на подиуме, а я – на большом экране на бэкстейдже.
— Как и где ты подбираешь свои ткани? Ты неоднократно говорил, что для тебя важ-но использование натуральных материалов…
— Все мои ткани натуральные, да. Итальянского производства. Мне действительно очень важно, чтобы все мои вещи были качественно сделанными, идеально отшитыми из хороших материа-лов. Я не использую синтетику. Если я хочу создать какой-то жесткий крой или архитектур-ность, то нахожу те материалы, которые смогут продублировать шелк, зафиксировать форму без потери комфорта для человека, который будет носить эту одежду.
— Как ты думаешь, должен ли дизайнер уметь самостоятельно пройти все этапы от наброска эскиза до пошива своего изделия? Шить тоже сам должен?
— Да. Обязательно. Когда у нас не хватало времени, я садился и сам шил некоторые вещи, кото-рые были на показе. Части мужских луков были сшиты мной, вещи из пайеток делал тоже я. Безусловно, мне помогают мои портные. В смысле помогают… Они делают все! Они стонут, рыдают, орут на меня… Слово «гадина» у нас ключевое на производстве.
Конечно, они меня безумно любят, и я люблю их точно так же. Мы супердружная се-мья, у нас любовь на века. Это те люди, которые меня чувствуют, поддерживают, выкладыва-ются на 100%. Это очень ценно. В какой-то момент они даже забывают про деньги и зарплату. И говорят: « Успокойся, потом отдашь. Мне надо это дошить! Я должна это доделать!» В такие моменты понимаешь, что для этого человека сделать показ так же важно, как и мне. У нас про-сто ад какая классная банда!
— Как ты относишься к тенденции модных брендов раздавать блогерам свои вещи на стрит-стайл? Что бы те, в свою очередь, эти сфотографировались в этих вещах и выло-жили потом в Instagram. Ты поддерживаешь это?
— Да. Не то чтобы мне это интересно, просто это логичное звено маркетинга. Мы же должны как-то продавать вещи, которые мы шьем. Мы хотим, что бы их у нас покупали, хотим, что бы их носили… А блогеры – это прекрасный катализатор человеческого интереса. Эти люди по-своему могут красиво показать твою вещь, продемонстрировать ее публике. Просто надо уметь выбирать блогеров. Мне нравятся далеко не все. И я очень редко кому даю свои вещи. Сегодня у меня была прекрасная девушка из Лондона в моем total-look. На ней было мое пла-тье из пайеток с капюшоном, юбка, бомбер с нашитыми звездами на спине и высоченные бот-форты. Вообще, она невероятная красотка. И мы вместе ходили с ней на стрит-стайл.
— Чем ты обычно вдохновляешься?
— У меня прекрасная визуальная память. Я запоминаю практически все. Я могу увидеть человека год спустя и вспомнить, во что он был одет, когда мы виделись в прошлый раз. Это все накап-ливается в моем сознании и в какой-то момент раскладывается по капсулам. Потом я просто беру одну из них, ту, которая мне кажется наиболее яркой и интересной. Я люблю смешивать разные темы, смиксовывать их вместе. Чаще всего они совершенно не близки друг другу. В этот раз это были фильмы 50 – 60-х годов, фильмы с Одри Хепберн, платья-рубашки, тренчи – все это было смиксованно с классическим мексиканским реслингом 80 – 90-х … Я очень люблю странные сочетания.
— Поделишься планами на ближайшее будущее?
— Это был мой 4-ый показ на MBFWR. За два с половиной года рост произошел просто сума-сшедший. Меня это немного пугает, но не может не нравится. Хочется не сбавлять обороты и не прекращать удивлять. Посмотрим, что изменится за следующие полгода.
В ближайшие три дня в моих планах хорошенько выспаться.